26-27 февраля в городе Орадя (венг. Надьварад) румынской Трансильвании прошел Х съезд партии венгерского этнического меньшинства Демократического союза венгров Румынии (RMDSZ). Это событие з
26-27 февраля в городе Орадя (венг. Надьварад) румынской Трансильвании прошел Х съезд партии венгерского этнического меньшинства Демократического союза венгров Румынии (RMDSZ). Это событие значимо, как для политической жизни Румынии, так и для национального движения венгров Трансильвании, которое находится сейчас на подъеме. Съезд избрал нового председателя RMDSZ. Им стал, как и ожидалось всеми, заместитель прежнего председателя Хунор Келемен. Х.Келемен является креатурой бессменного с момента основания партии в 1993 г. ее председателя Белы Марко. Последний, таким образом, успешно исполнял обязанности главы RMDSZ 18 лет. Б.Марко имеет огромный опыт и авторитет в своей партии. Контроль над партийным аппаратом и над средствами массовой информации, подпитываемых субсидиями румынского правительства, обеспечивал прежнему руководству (Марко-Келемен) сохранение позиций в партии и преемственности в ее политике. В настоящее время новый избранный председатель RMDSZ К.Хунор одновременно входит в высший политический круг Румынии, занимая пост министра культуры в тамошнем правительстве.
Хунор Келемен получил на съезде 371 голос проголосовавших за него делегатов из 536 возможных голосов. Его ближайший конкурент Петер Экштейн-Ковач получил 118 голосов. Гергей Олос, представляющий в RMDSZ интересы правящей в Венгрии партии Фидес, получил только 47 голосов.
Съезд занимался и организационными вопросами. Но его решения не имеют большого принципиального значения. Прерогативы председателя партии не ограничены. В структуре управления RMDSZ введен пост помощника председателя — главного секретаря, который занимается исключительно организационными вопросами. А заместитель председателя целиком переключился теперь на вопросы политики.
RMDSZ составляет умеренное крыло в национальном движении венгров Трансильвании. «Умеренность» эта выражается в готовности к политическому сотрудничеству руководства партии с румынскими властями. В условиях развития автономистского и сепаратистского движения венгров в Трансильвании значимы любые подвижки политической позиции этой партии. Еще перед съездом главный политический противник RMDSZ в Трансильвании Ласло Токеш скептически отозвался о возможности политического «обновления» ведущей венгерской политической партии в Румынии. Под «обновлением» этот радикальный венгерский политик понимает отказ от сотрудничества с румынскими властями в Бухаресте. По мнению Л.Токеша, избранный новый председатель партии Хунор Келемен вряд ли способен осуществить что-либо новое и самостоятельное, поскольку является ставленником прежнего председателя партии Белы Марко. Последний, фактически, сохраняет огромное влияние в своей партии.
Поэтому Л.Токеш демонстративно отказался присутствовать на съезде RMDSZ в качестве гостя. Сам Л.Токеш создает новую партию в румынской Трансильвании. Эта партия представляется им не как противник или соперник RMDSZ, а как выразитель «общих интересов» венгерского этнического меньшинства в Румынии. Сама RMDSZ также позиционирует себя выразителем «общих интересов», а не какого-то отдельного сегмента венгерской общины Трансильвании. Так в чем же выражается «общий интерес» венгров Трансильвании? Очевидно, в отношении к самой румынской государственности и румынскому суверенитету в Трансильвании. Критики RMDSZ, венгерские радикалы, представляют эту партию аппаратом, обслуживающим горстку венгерских политиков, оторвавшихся от своего народа и замкнувших свои личные интересы на правительственные сферы Бухареста. Обвинение в «национальном предательстве» подразумевается за риторикой нападок венгерских радикалов на RMDSZ.
Боровшийся за пост председателя RMDSZ Гергей Олос выступал под лозунгом обновления партии во имя «национального единства». Надо понимать: единства с радикалами? Прежнее партийное руководство он критиковал за практику принятия решений в «узком кругу».
Гергей Олос в борьбе за руководство в RMDSZ попытался без особого успеха опереться на областные организации партии в Земле секуев. Местные партийные руководители, работающие на уровне областных и городских муниципалитетов, хотели бы потеснить у кормила старое партийное руководство. Их претензия на особое место в партии основывается на факте того, что 55-60% голосов в свою пользу на выборах RMDSZ собирает в Земле секуев.
Венгерское правительство на Х съезде RMDSZ представлял вице-премьер Жолт Шемьен. От имени венгерского правительства он приветствовал участников съезда. Из венгерских парламентских партий приглашение на съезд получили правительственная Фидес и оппозиционные LMP (зеленые) и социалисты (MSZP). Радикальная венгерская националистическая партия Йоббик демонстративно не была приглашена на съезд RMDSZ. Выступление представителя Фидес на съезде Илдико Галл Палцне вызвало небольшой скандал. Она сразу же заявила, что Фидес не признает политику, проводимую руководством RMDSZ, и что последняя может тогда рассчитывать на поддержку Будапешта, если целиком изменит свою линию. В целом, выступление было неприкрытой демонстрацией силы, основанной на факторе пресловутых двух третей голосов венгерских избирателей. По-видимому, выступление представителя Фидес несколько уменьшило число голосов, поданных за Гергея Оласа, получавшего поддержку из венгерских правительственных кругов. Но принципиального значения для Будапешта это не имело, поскольку итоги голосования по кандидатуре председателя были известны заранее. В итоге оказалась важна позиция, высказанная, кстати, из осторожности не официальным посланцем венгерского правительства Ж.Шемьеном, а представителем правящей в Венгрии партии. Официальный Будапешт так обозначает угрозу умеренным из RMDSZ, но одновременно внешне не портит отношений с румынским правительством.
Не прошло и недели после X съезда RMDSZ в Надьвараде, как новый руководитель этой венгерской партии национального меньшинства Келемен Хунор 2 марта подписал новое соглашение о коалиции с Демократической либеральной партией Румынии (PD-L).
В общеполитической части программа коалиции состоит сейчас из обещания избирателям увеличить размеры пенсий, для пополнения бюджета установить по примеру соседней Венгрии специальный налог на банки и принять новый избирательный закон. Какие-то возможности для поднятия рейтинга правительства дает задуманное привлечение в него «технократов» вместо «политиков». С точки зрения венгерской RMDSZ, в программе важны обещания новой региональной политики в Румынии и принятия закона о национальных меньшинствах.
Проект закона о реорганизации румынских регионов был готов в комиссиях еще осенью 2010 года. Его можно хоть сейчас выносить на рассмотрение румынских парламентариев. «Умеренные» из RMDSZ готовы для начала довольствоваться региональной перестройкой вместо венгерской территориальной автономии. Что касается проекта закона о национальных меньшинствах, то он уже пять лет (с 2005 г.) не сдвигался с мертвой точки в румынском парламенте. Сейчас оказалось, что коалиция собирается перед пленарным голосованием пропустить его всего лишь через одну парламентскую комиссию, а не через три, как планировалось ранее. Конкретно в этой комиссии (по правам человека) соотношение депутатов на стороне правительственной коалиции и PD-L — 8 против 5. Поэтому, по-видимому, закон о национальных меньшинствах может быть внесен на рассмотрение румынских парламентариев еще до окончания текущей сессии. Закон о национальных меньшинствах, в случае его принятия, фактически установит в Румынии нормы культурной автономии. Согласно его требованиям, о чем можно судить по проекту, будут созданы специальные советы национальных меньшинств. Очевидно, что здесь «умеренные» из RMDSZ готовы для начала довольствоваться культурной автономией вместо автономии территориальной в Трансильвании. Это, в целом, выглядит действенным и разумным вместо того, чтобы раскачивать национальный вопрос с непредсказуемыми последствиями, как это делает Л.Токеш и его группа. На этом направлении правительственная коалиция и сама RMDSZ, в частности, попытается сдержать до выборов 2012 г. венгерских радикалов из Трансильвании, представляемых Л.Токешом и его организациями.
Сейчас в системе парламентской власти в Румынии сложилась оригинальная комбинация, известная уже на примере других стран. Это когда небольшая партия, представляющая интересы нескольких процентов избирателей, начинает определять политическую жизнь страны через систему коалиций с крупными партнерами. Известен пример из недавнего прошлого Германии с ХДП/ ХДС , СДПГ и СвДП. Совсем из недавнего прошлого Венгрии — с почти уже состоявшейся в этой стране двухпартийной системой из Фидес и Социалистической партии при решающем голосе либеральной крошечной партии Союза свободных демократов.
Похожая ситуация сейчас и в Румынии. С той только оригинальной особенностью, что судьбу правительственной коалиции в стране определяет моноэтническая и региональная националистическая партия венгерского национального меньшинства — RMDSZ. Теперь в Румынии выход венгерской партии из правительственной коалиции означает автоматический правительственный кризис с потерей власти румынскими либералами и с созданием неустойчивой ситуации в стране. В итоге получилось, что PD-L, как выразился один румынский журналист, стала плясать под дуду венгерской RMDSZ.
Выбор союзника и старшего партнера в лагере румынской политики не определяется для RMDSZ каким-либо общим универсальным принципом. При благоприятной ситуации партия венгерского меньшинства не откажется и от политического коалиционного соглашения с лагерем нынешней румынской оппозиции. Политические обозреватели обратили внимание на факт того, что организация RMDSZ области Бихар за два дня до Х съезда заключила соглашение о сотрудничестве до 2016 г. на уровне муниципалитетов с состоящими ныне в оппозиции и входящими в Социально-либеральный альянс (USL) румынскими Социал-демократической партией (PSD), Национально-либеральной партией (PNL) и Консервативной партией (PC). И, хотя венгры заявляют, что речь идет всего лишь о сотрудничестве на муниципальном уровне, всем мало-мальски сведущим в политике в Румынии ясно, что действия бихарской партийной организации RMDSZ являются зондажем румынских оппозиционных политиков на предмет возможных перспектив после выборов 2012 г. Как высказался в одном недавнем интервью Х.Келемен, перефразировав известный афоризм: «У румынского венгерства нет постоянных союзников, только — постоянные интересы. На этом принципе надо основывать политические действия».
Посмотрим на ситуацию со всех сторон. Правительство Венгрии имеет хорошие отношения с управляемой либералами Румынией, поскольку ее правительство не препятствует расшатывать старое румынское национал-коммунистическое наследие в Трансильвании. Причем делается это венграми с размахом и в беспрецедентных для прошлого формах. Это касается, прежде всего, массового предоставления Венгрией своего гражданства трансильванским венграм и создания структур, подотчетных венгерскому правительству на территории края — «демократических пунктов». В итоге градус активности венгерского национального меньшинства в политической и культурной жизни Трансильвании заметно повышается. Вместе с тем, правящая партия в Венгрии Фидес, имея хорошие отношения с румынскими либералами, одновременно имеет очень плохие отношения с венгерской частью румынской правительственной коалиции — с RMDSZ. При своем основании в начале 90-х гг. RMDSZ хорошо вписывался в партнерские отношения с Венгерским демократическим форумом (MDF). И с той и другой стороны были творческие люди, интеллектуалы. Но в настоящее время MDF выпал из обоймы ведущих политических партий Венгрии. Культурный уровень верхушки RMDSZ не соответствует фидесистским реалиям. И потом поднявшаяся Фидес адресно поддерживает венгерских радикалов в Трансильвании. Румынская PD-L для того, чтобы сохраниться у власти в Румынии, вынуждена идти на уступки своему младшему партнеру — венгерской RMDSZ. Пусть уступки эти и небольшие, но они все равно идут на пользу общего венгерского дела в Трансильвании. Более того, для PD-L сохранение в качестве значимого политического игрока своего союзника RMDSZ стало гарантией от дальнейшей радикализации ситуации в крае. При этих обстоятельствах крайней оказывается венгерская RMDSZ. Ей надо как-то в условиях стимулированного кризисом недовольства ее электората и перехвата голосов местными венгерскими радикалами попасть на следующих выборах в румынский парламент. На прошлых выборах RMDSZ получила практически все голоса этнических венгров в Румынии — 6,5%. Планка попадания партии в румынский парламент — 5%. Сейчас у RMDZ по опросам общественного мнения всего 3.5%. В этих условиях правящая коалиция в Румынии заявила о желании модифицировать румынский избирательный закон. Сейчас неясно — пойдут ли румынские либералы на то, чтобы понизить избирательную планку до выгодного для их союзника RMDSZ 3% уровня. Ведь в этом случае в румынский парламент попадут и представители крайне радикальных румынских националистических организаций. Однако очевидно, что существенная часть румынского политического спектра осознает, что присутствие умеренных венгерских политиков из RMDSZ в румынском парламенте и правительстве важнее этой опасности.
Сейчас оно является хорошим средством, препятствующим дальнейшему обострению ситуации в Трансильвании. Политики Фидес, в свою очередь, понимают это и демонстративно оказывают давление на RMDSZ. Теперешнее состояние дел в политике организаций венгерского национального меньшинства в целом устраивает Будапешт. Именно он определяет сейчас судьбу RMDSZ через игру Л.Токеша с созданием новой партии. Новая партия, если дело пойдет, как оно идет сейчас, неминуемо расколет трансильванских венгров на парламентских выборах так, что их политические организации при нынешнем избирательном законе не смогут попасть в румынский парламент. И это обязательно приведет к радикализации политической ситуации в Трансильвании. Поэтому Фидес сохраняет бльшее поле для маневра в трансильванской игре. Инициатива сейчас принадлежит Будапешту. И, наоборот, из-за социальных проблем, вызванных кризисом, политические возможности румынского правительства сужены. Однако в запасе у Бухареста остается нерастраченный административный ресурс государственного насилия.